citizenkane1941 (citizenkane1941) wrote,
citizenkane1941
citizenkane1941

Category:

Кино: Чернобылиана. "Распад"

В свете выхода британо-американского сериала "Чернобыль", который выглядит весьма прельстиво для просмотра (хотя после третьей серии всё громче голоса с претензиями), то решил, в ожидании всех эпизодов, ознакомиться с художественными фильмами, непосредственно затрагивающими те самые события на ЧАЭС и в Припяти, а также их последствия.

Из рассмотрения исключены ленты, использующие аварию для построения каких-либо невероятных ситуаций вроде давней мелодрамы о современных идиотах Адаме и Еве "Завтра. Любовь в запретной зоне" (1991) (еще есть вариант подзаголовка "Ядерная принцесса") или недавнем телесериале "Чернобыль: Мечты о развале США Зона отчуждения»".

Так сложилось, что мне впервые что-то определенное узнать о двух трагических событиях в русской / советской истории довелось одновременно из одного источника. Когда я осенью 1992-го пошел в радиотехнический кружок нашей Станции юных техников, то в библиотеке я взял на дом вот этот номер журнала "Техника молодежи" (6й за 1990 год).



Тогда я по динозаврам и прочим доисторическим зверюшкам "отлетал" больше, чем по технике, поэтому обложка меня "дежурно" заинтриговала. Но сразу же прочитанная статья о парке меня не впечатлила ("слишком много техники, слишком мало динозавров"). Потому не спеша я принялся за остальные материалы, мол, не зря же брал. Первым, почти шокирующим, открытием были несколько статей о Цусимском сражении, из которых я узнал, что оказывается и отечественный флот может быть бит, причем с катастрофическими результатами (плюс в статье были упоминания, что вся эта война протекала неудачно - потерянные крейсера "Варяг" и "Рюрик", "сбежавший" поврежденный броненосец "Цесаревич"). Если бы я знал тогда выражение WTF?, то лучше случая его применить еще не выпадало.
Вторым открытием была статья Александра Сидоренко "Саркофаг просит убежища". Уже из названия веяло чем-то зловещим, а по прочтении ребенку нарисовалась жуткая картина, как люди приручили могущественного зверя, но в какой-то момент не совладали с ним, и он вырвался на свободу, неся большую опасность, которая усиливалась тем, что была невидима и почти всепроникающа. И даже возведенный саркофаг ("клетка для зверя") уже не внушал чувства былых спокойствия и уверенности.

Когда я уже годы спустя детально любопытствовал кинематографом, то встречая в художественных фильмах упоминания слова "Чернобыль" как обозначение некой абсурдной опасности-страшилки (от больших червячков в "Годзилле" Роланда "Ненавижу человечество" Эммериха до веселых поездок по окрестностям Припяти прямо из Москвы в "Крепком орешке-5" "Новых приключениях Брюса"), я недоумевал, почему киноделы не пытались на таком материале создать реальный фильм-катастрофу в классическом "большом стиле". Но постепенно открывалось, что такие фильмы снимались и до мини-сериала этого года. Итак, попытка номер 1:

"Распад" (1990)



Режиссер - Михаил Беликов
В ролях: Сергей Шакуров, Татьяна Кочемасов, Станислав Станкевич, Георгий Дрозд, Алексей Серебряков, Марина Могилевская, Алексей Горбунов, Анатолий Грошевой, Наталья Плахотнюк, Валерий Шептекита, Валентина Масенко, Тарасик Микитенко

Оценка - 3 из 10

Киевский журналист Александр Журавлев возвращается из поездки в Грецию, к своим привычным профессиональным и семейным проблемам, в ряду которых появилась и новая - кажется жена ему изменяет с неким Шуриком. Два его друга детства, врач "Скорой помощи" Анатолий и работник АЭС Игнатий, живут и работают в "Городе Энергетиков". Скоро все их проблемы обратятся в прах на фоне новых ибо на календаре 25-е апреля 1986-го года...

Вышедший всего 4 года спустя после аварии, данный фильм совместного с США производства, возможно поначалу и замысливался авторами как приближенный к реальным событиям. Во всяком случае, заявленные в титрах консультанты Д. Гродзинский (на 99% это Дмитрий Михайлович Гродзинский), О. Могилевский (Олег Могилевский, к тому же и отец занятой в фильме Марины Могилевской ), В. Черноусенко (Владимир Михайлович Черноусенко) внушали надежду на что-то подобное. Но видя все более усиливающуюся за прошедшее время явную деградацию общества и государства, Михаил Беликов, режиссер и автор сценария (в соавторстве с дебютантом Олегом Приходько) по-видимому сразу решили снимать памфлет на тему "Как коммунисты довели страну до ручки", столь модной в то время. Уже с самого начала фильм выгружает на зрителя ударные порции символов и предзнаменований вроде "кончившихся" перед поездом рельсов или фотографий древнегреческих развалин, снабженных для эффекта "рваным" монтажом ("внезапная" автоавария, на которую главгероям все равно). И если в первой половине даже дается тайминг событий, привязанных к месту (впрочем, вряд ли точный, судя по тому, что в 3.12 ночи самой аварии по станции еще бегают люди в горящей одежде), то потом на такие глупости авторы не отвлекаются. Все пространство занимают дальнейшие символы (например бесконечная велогонка по телевизору), хаос (эвакуация Припяти "Города энергетиков", давка за билетами на киевском вокзале), обличение уже дискредетировавших себя властей (пресконференция со слоганом: "Все хорошо прекрасная маркиза", сумбурная сцена в аэропорту, где семьи партийных бонз проходят вне очереди), непременная чернуха (визит в абортарий), попытки пустить слезу (линия брошенного мальчика и котенка). Где-то еще есть проблески профессионализма, но не оставляет ощущение, что авторам стоило остановиться и немного "убавить градус" для лучшего качества, а не спешить со всеми накопившимися замыслами. Апофеозом становятся сцены перед отправкой группы добровольцев на вертолете в "сердце зла" - разрушенный реактор, чтобы водрузить на него Красное Знамя (!), которых провожает оголтелая агрессивная толпа с издевательскими лозунгами вроде "Наш атом - самый лучший в мире" и среди которой даже находится место парочке, предающейся сексу (!). Авторы могли себя поздравить со своими провидческими мотивами о "распаде системы" на всех уровнях - от личностных и семейных до самых основ государства, но тогда к чему были эти заявки на хроникальность? Да и эка невидаль - в 1990-м году предвидеть скорый крах СССР. Бдительные патриоты могут увидеть "черный" заказ американцев, совместно с которыми делалась картина (продюсер Питер О. Алмонд в эпизоде играет американского журналиста, которого советские чиновники троллят хрестоматийным "А у вас негров линчуют!", напоминая об аварии на АЭС Три-Майл-Айленд), а также влияния на процесс уже почти полной "украинскости" фильма (съемки проходили в окрестностях Киева на мощностях студии им. Довженко). Но думаю это был обычный мэйнстрим того времени.
Именитым и начинающим актерам особо нечего играть, ибо бедные диалоги и "сверхзадача" авторов не оставили места для живых людей. Даже сцена совместного застолья, где встречаются все грани любовного треугольника и оглашаются давно назревшие сведения, решена в русле фильма, стебово-фарсово, но не слишком достоверно.
Дополнительных минусов приносят "родовые" дефекты отчественного кинопроизводства рубежа 80-90-х, где зачастую ничего не видно. Можно сказать, что фильму бы не помешали реставрация и оцифровка, но не будет трагедией поставить его далеко от первых мест очереди в подобном процессе. Сейчас в ленте представляют некоторую ценность лишь кадры реальной Припяти, снятые с вертолета в 1990-м году, когда город еще выглядел "как вчера". Но при изобилии документальных материалов того же периода и здесь "Распад" не обладает какой-то выдающейся ценностью.

Кадры из фильма:



ВНЕЗАПНО




Ничто не предвещало...





"Зверь" вырвался на свободу




"Что-то страшное стряслось!"




"Ничего не произошло, не разводите панику!"





"Все в порядке, мы работаем над этим"




"Птичку жалко! Так что все-таки происходит?"




"Говорим же: ничего страшного!"




"Зато у вас, в США..."




"Милый Шурик, моего мужа не видел?"




"Так вот он я!"




-Девушка, эротику снимают в соседнем павильоне!
-А я уже оттуда!




Кладбище зараженной техники (ныне почти ничего не осталось)





Припять в 1990-м году




Тот самый ДК "Энергетик"




Мрачная, но не слишком достоверная линия с забытым мальчиком





Последний штурм




"Говорят, надо пить красное вино"




Режиссер: "Я бы мог снимать фильмы о зомби"

Tags: кино, чернобылиана
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments