citizenkane1941 (citizenkane1941) wrote,
citizenkane1941
citizenkane1941

Categories:

Забавное о советской секретности

Намедни случайно приобрел раритет для наших краев - массивный справочник "Das grosse Flugzeugtypenbuch" Berlin Transpress 1982. По тем временам блестящее издание, с попыткой объять необъятный мир авиации всего 20-го века. Эх, его бы мне лет 25-20 назад, но и сейчас можно оценить прекрасное качество печати и основательный подход к теме.



Ведь немцы попытались разместить информацию обо всех знаковых самолетах / вертолетах, поднимавшихся в небо вплоть до конца до 70-х годов. Оригинал выходил в 1977-м году, потому не могу судить (пока) насколько первое издание отличается от моего. Но не удивлюсь, что сведения об американских F-16 и советских МиГ-23 и МиГ-25 были и в первом. Скажете, самолеты-то уже не такие уж новинки, например все упомянутые активно поставляются союзникам стран-производителей и активно воюют на Ближнем Востоке. Вот немцы аккуратно их и записывают, упомянув в статье о МиГ-23 даже его "глубоко бомбардировочный" вариант МиГ-27. А что же мы видим в популярных изданиях СССР той поры? Например журналы "Техника-молодежи" и "Моделист-конструктор". В первом (номер 1982-02) за современный истребитель выдается МиГ-21 "продвинутой" модификации, за танк - Т-55 и за БТР - БТР-60ПА. Во втором (номер 1984-07) уже указывается, что МиГ-21 устарел (как и его сверстники - Мираж-III, F-104 и Saab-35), но ему на смену пришел "истребитель с изменяемой стреловидностью крыла", намекая на МиГ-23. Но вот по имени назвать его не решились, зато редакции было позволено поведать, что и на смену МиГ-23 уже спешат истребители, которые невозможно "оценить традиционными мерками". "Истребительный раздел" авиамузея в "Технике-молодежи" закончился в конце 1977-го на МиГ-17 и "Сейбрах". Или взять тематические открытки, выходившие в то время. Чем ближе образцы военной техники ко времени издания, тем меньше данных о количестве и характеристиках, а самолеты и корабли вообще лишаются названий. Судите сами.
Серия "Советские танки" (1975). Уже вовсю поставляются в войска Т-64 и Т-72, а Т-62 уже был показан на парадах, попал в китайский музей в Пекине и активно воевал в "Войне Судного дня" в 1973-м. А советских любителей техники потчевали этим Т-54 начала 50-х годов:



Или "Советские самолеты" (1984) встречали какой-то странной смесью F-5 и МиГ-23 на обложке:


А в наборе опять был дан МиГ-21, которого побаловали взлетным весом и максимальной скоростью. Вот и все характеристики. МиГу-23 не сильно везло - его могли нарисовать под таким странным ракурсом, будто бы пряча летчика и его обмундирование, как в сборнике "Авиация наших дней" (1979). Вглядитесь в облик "Истребителя с изменяемым углом стреловидности крыла":

Не сразу понятно, что оба самолета показывают свое "брюшко" зрителю, а не вообще лишены кабины.

Думаете с флотом лучше было? Как бы не так, смотрим второй выпуск "Современных кораблей военно-морского флота Союза ССР" (1973). По имени почему-то дозволяется называть авианесущие крейсера "Москва" и "Ленинград", да несколько подводных лодок. Никаких проектов, количества и характеристик, только общие фразы, где например Ту-16 назван "ракетоносцем", а Ка-25 - "противолодочным вертолетом". Но стоило открыть справочник, изданный в ГДР... Вот и вопрос: "Что это все было?", а главное "Зачем?". Впрочем, как утверждает маэстро Иван Кошкин, идеологией в СССР заведовали в лучшем случае идиоты...
Tags: забавное, история, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments