citizenkane1941 (citizenkane1941) wrote,
citizenkane1941
citizenkane1941

Category:

Прочитано: "Герои подводного фронта. Они топили корабли кригсмарине" Мирослава Морозова

Давно прочитал книгу "Герои подводного фронта" известного историка отечественного флота и авиации Мирослава Морозова, да все руки до отзыва не доходили. Но очень кстати в этот период автор выпустил прекрасную лекцию "Особенности подготовки и ведения боевых действий подводными лодками ВМФ СССР в годы ВOВ" о которой ниже.



"Герои подводного флота" рассказывает о десяти выдающихся советских командирах-подводниках. Это либо высоко результативные в потоплении вражеских судов на протяжении всей войны как М. П. Августинович, М. В. Грешилов, Я. К. Иосселиани, С. П. Лисин, Н. К. Мохов, Е. Я.Осипов, В. А. Тураев, Г. И. Щедрин, либо лидеры по отдельным годам как ас-1941 А. Д. Девятко или добившийся самого первого успеха нашего флота Н. И. Петров. Причем, победы сопоставлены по двусторонним сведениям, потому здесь не встретить фамилий, прославленных в советское время, порой с двузначными счетами, но резко уменьшившихся (иногда вплоть до нуля), когда появилась возможность заглянуть в источники бывших противников. Сей труд стоит рассматривать как дополнение к другим работам автора, где упор более был сделан на техническую часть, вроде монографий о лодках типа "Д" и "Л," "Щ", "М", "П" и "К", "С" и мега-труд "Советский подводный флот" (почти все - в соавторстве с Константином Кулагиным). Здесь же представлены многие аспекты "кадрового" вопроса. Составленные по документам из ЦВМА и NARA, мемуарам и интервью, биографии сначала даже обескураживают почти всегда образцово-положительными характеристиками наших героев, словно из наградных документов. Но с другой стороны - их путь к морю и успехам на войне дает весомые доводы восхищаться их мужеством, упорством и мастерством, позволявших выжать всё из имеющихся сил и средств. Несмотря на промахи военно-морского строительства, где напрашиваются альтернативы вроде: "Не строить многие десятки никчемных "малюток", а потратить ресурсы на приборы управлеения торпедной стрельбой, плавбазы, ремонтные мощности". Или несовершенной подготовки, где даже постепенная учеба в Краснознамённом военно-морском училище имени М. В. Фрунзе (как правило на штурмана либо минера-торпедиста), затем в Учебном отряде подводного плавания имени (УОПП) С. М. Кирова на командые должности, оставляли пробелы во многих вопросах, имевших отношение к реальной деятельности субмарин того времени. Не обойтись также без борьбы с техническими неисправностями, как типичными для других подводных флотов того времени (например досадные "осечки" торпед коснулись и наших подводников, различные "детские болезни" новых проектов), так и специфичные проблемы советских ВМВ (слабая учебная и ремонтная база, слишком форсированные масштабы строительства). Да и противник редко давал возможность расслабиться - немцы (+ немного финны и даже шведы) исправно осложняли жизнь нашим подводникам на всех уровнях, от различных барражей в Финском заливе и наращивания охранения до задержек при отправки судов когда потребуется. И тем не менее наши герои добивались возможности наносить урон врагу. В этой связи стоит пожалеть, что советский кинематограф лучшей своей поры не мог выпускать фильмы на военно-морскую тему без различных ммм "упрощений", сильно снижающих качество фильма еще тогда ("Командир счастливой "Щуки"). А для российского эта задача похоже за гранью даже теоретических возможностей. Впрочем, западный после "Лодки" тоже не заставляет вспомнить что-нибудь достойное. А ведь к примеру, поход С-12 под командованием Тураева в сентябре-ноябре 1942-го читается как образцовый приключенческий триллер, когда все идет наперекосяк с самого начала, но моряки упорно идут к цели, борясь с повреждениями, минными полями и прячась от дозоров. Потом долгожданные успехи - были торпедированы и надолго вышли из строя 2 крупных транспорта противника (правда долгое время ошибочно считалось, что они были потоплены), затем опять непростое возвращение. А дальнейшие перипетии его снятия с должности весной 43-го позволяют описывать ситуацию популярными штампами "тупое командование, отправлявшее на убой" и "особисты, мешаюшие жить и воевать честному человеку", для которых здесь, к сожалению, имеется масса оснований. Но Василию Андрияновичу повезло вновь возвратится на флот (уже Северный) и снова продемонстрировать свое незаурядное мастерство там. Увы, но так не повезло Николаю Ивановичу Петрову, чья биография достойна пронзительной драматической экранизации. Одаренный и подготовленный офицер, который благодаря своему образованию считался "переросшим" должность командира подлодки, упорно добивается перевода на действующий флот. Затем командование Щ-307, первый успех с уничтожением немецкой подлодки U-144, потопившей ранее советскую М-78, участие в трагическом Таллинском переходе и многодневные стоянки в Кронштадте под бомбами немецких самолетов. Неизбежные сомнения в компетентности своего командования и понятное стремление этого же командования удерживать дисциплину в условиях бесконечных поражений на фронте отозвались в судьбе Петрова арестом по приговору военного трибунала сроком на 10 лет и заключением в ленинградские "Кресты", что в условиях зимы 41-42 гг. было равносильно смерти. Что и случилось 4-го марта 1942-го... Автор приводит резоны, имевшихся у вышестоящего начальства, но удручает факт такого распоряжения такими ценными кадрами. Ведь в итоговом счете советских подводников, когда на одну потерянную нашу лодку приходится около двух пораженных судов противника, каждый подготовленный командир был на вес золота. Впрочем, после прочтения данной книги в совокупности к другим трудам автора, к самим подводникам закономерен не вопрос: "Почему так мало?" (он более уместен командованию), а куда более справедливый: "Как смогли так много?"

Таким же вопросам и посвящена лекция автора в проекте "Цифровая революция". За два с небольшим часа автор раскрывает аспекты доктринального, технического и кадрового оснащения нашего подводного флота накануне и во время войны. Показаны как объективные трудности вроде недостаточной подготовки большинства наших подводников, которая прямо проистекала из стремительного роста подводного флота перед войной, так и субъективные проблемы нашего флота вроде отсутствия какого-либо обоснования для такого количества субмарин. Но прекрасно видно, что толпа подводных лодок в массе своей с ускоренно обученными экипажами, устаревшими методиками торпедной стрельбы и древними прицельными приборами, не обеспеченная соответствующими ремонтными мощностями, приносит несоразмерную своему количеству пользу. Упомянуты мероприятия по повышению эффективности (где успешные, где не очень), но до приемлимой результативности советскому флоту было далеко и в конце войны. Справедливости ради показано, что немцы, чей подводный флот стремительно терял опытных командиров в борьбе с мощнейшей англо-американской противолодочной обороной, также столкнулись с кадровой проблемой, неизбежно отражающейся на эффективности, и в конце войны в схожих условиях процент успешных атак их подлодок стал весьма походить на советский (правда детали не раскрыты - с одной стороны, целей в конце войны у немцев на Балтике было меньше, но с другой у них было превосходство в качестве автоматов торпедной стрельбы и самих торпедах). Плюс зрители в зале припасли многие интересные вопросы. Так что тут никаких других рекомендаций, кроме как "смотреть" и "ставить лайки" не остается.


Tags: ВМВ, ВМС, книги, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments