citizenkane1941 (citizenkane1941) wrote,
citizenkane1941
citizenkane1941

Categories:

Прочитано: "Броненосный флот "образцов" Дмитрия Якимовича


Из своего опыта общения с "флотофильской тусовкой" и не самого глубокого погружения в доступную литературу по этой теме, у меня сложилось впечатление о топе наиболее популярных тем о военном кораблестроении на рубеже 19-20-х веков. Причем забавно, что этот список вполне совпадает с порядком из незабвенных серий "Морской коллекции" 70-х (линкоры и крейсера). Это выпекающие крупные корабли словно пирожки, британцы, уже бросащие им вызов немцы, проходящие по "патриотическо-естественному" интересу русские и соответственно одолевшие их потом дерзкие японцы. Кому-то дополнительно интересны готовящиеся к своему размаху американцы и постоянно пытающиеся что-то учудить итальянцы. А вот приближения к теме французского броненосного кораблестроения, кажется, следуют шаблону "от провала через разброд и шатания к очередному провалу". А именно от кажущегося бессилия помочь Родине в проигранной франко-прусской войне 1870-71 гг ("Флот не нужен!"), сквозь нигилистические планы "молодой школы" адмирала Оба ("Броненосцы не нужны!"), потом бессистемные попытки восстановления ("Броненосцы таки-нужны, но много и разных!") и до внезапного перемещения со второй позиции в рейтинге сильнейших флотов сразу на четвертое ("Броненосцы нужны, зачем дредноуты?"). Плюс негатива добавлял тусклый перфоманс французов на море в Первой Мировой, хотя и вызванный больше разделением ответственности по театрам между ними и британцами, но также и несший немало субъективных причин, легко поддающихся критике (от отсутствия современных легких сил до маловпечатляющих качеств долгожданных дредноутов типа "Курбэ"). Масла в огонь подливает еще и популярное на Руси военно-морское германофильство, вылившееся в формулу гениальности Альфреда фон Тирпица как раз на примере французов. "В 1911 году французская общественность была шокирована опубликованными цифрами: за 15 предшествовавших лет Германия потратила на флот примерно 100 млн. фн. ст. и стала второй морской державой мира. Во Франции за это же время аналогичные расходы составили 152 млн. фн. ст., но при этом ее флот переместился со второго места на четвертое!" (Сергей Балакин "ВМС Франции 1914-1918 гг. Справочник по корабельному составу", "Морская коллекция" 2000-03). Из таких пассажей у неподготовленного читателя складывалось мнение о французском флоте как о сборище недотёп, добровольно и глупо пришедших к разбитому корыту из роскошного дворца.
Но что хорошо, есть еще (надеюсь будут всегда) энтузиасты, которые увлеченно разрабатывают "непопулярные тренды". Для русскоязычной "шиплаверской" аудитории таким безусловно является Дмитрий Борисович Якимович. Он же kim-noir в ЖЖ, он же Kimsky на ВИФ2НЕ. Обладая обширными знаниями, он сконцентрировался на французских военно-морских делах, особенно на упомянутом интервале 1870-1900-х годов. Регулярно печатаясь со второй половины "нулевых" в "Морской коллекции", "Морской кампании" и "Арсенал Коллекции" (см. неполный список в конце рецензии), автор все никак не обзаводился своим "полномасштабным" трудом, хотя объединение нескольких переработанных журнальных выпусков в одну книгу ныне не редкость (а иногда даже и не переработанных, и не нескольких). Поэтому когда "ЭКСМО" и "ЯУЗА" аннонсировали книгу "Броненосный "флот образцов". Французские броненосцы "Шарль Мартель", "Карно", "Жорегиберри", "Бувэ" у меня сомнений с вопросом "надо брать!" не было. Тем более, что следующей "серией" "Войны на море" были "Кошки" адмирала Фишера" Андрея Чаплыгина. Да еще и интернет-магазин "Лабиринт" удачно скинул цены на доставку даже в наше захолустье. Вот так и начался маленький праздник "шиплавера".
В чем секрет хорошей книги про военные корабли? В том, что она далеко не только о кораблях. Лаконично, буквально на нескольких страницах (главы "Введение" и "Истоки программы 1890-го года") автору удается описать организацию французского линейного флота, его строительства, весьма действенного участия в войне с Пруссией, бюджетных и правительственных баталий вокруг да около, и различных внешнеполитических вызовов для Франции в этот период. Да еще и кокетливо посетовать, что объем книги многое не позволяет разместить (стр. 6). Для меня было неожиданным узнать, что "образцовые броненосцы" строились скорее не против традиционных соперников-британцев, а во многом как противовес резко "надувшимся" морским амбициям Италии. Впрочем, итальянская угроза так же быстро и сошла на нет, еще до закладки "ответов" на нее. Здесь автор во многом опирается на капитальный труд Теодора Роппа "Создание современного флота: французская военно-морская политика 1871–1904", который он же и перевел на русский, бесплатно предоставив его проекту "Милитера".
В главах "Возникновение идеи" и "Обретение формы" увлекательно рассказывается о выработке проекта, который в итоге получился весьма "хорош собой": неограниченное водоизмещение, достигшее 14 тыс. тонн позволило разместить внушительные вооружение (возможно кроме спорной идеи из совмещения 34-см и 27-см пушек) и защиту, достаточно мощные машины, а также уделить заслуженное внимание мореходности, чтобы это добро не пропало при малейшей непогоде. И как потом вступают в дело "различные доброхоты разной степени влиятельности" (стр. 21). Моряков начинают ужимать: "А нельзя ли все это уместить в 12 тысяч?" и таки добиваются своего. Извечный военно-морской вопрос желания и возможностей, когда военных лучше не ограничивать мелочной экономией (смотрим, например, подход англичан и японцев того же периода). Хотя глядя на некоторые проекты, которые не сдерживали или резали, но "кое-как", понимаешь, что не все так просто. Достаточно поглядеть на британские броненосцы типа "Канопус": задуманный как "дешевый" "Маджестик" с ослабленной броней, проект все равно вымахал в кораблик с полным водоизмещением в 14 с лишним тысяч тонн (по сути первый класс в любом другом флоте), обладая еще и при этом давно устаревшими на фоне сверстников 35-ти калиберными орудиями главного калибра.
Далее (главы "Воплощение" и "Испытания") подробно показаны нюансы постройки и сдачи кораблей, построенных по одному техзаданию, но по разным проектам, вылившееся в "маленькие отличия" (с) "Криминальное чтиво" их эксплуатации. В "Устройстве броненосцев" каждый корабль получает подробное описание всех разделов - корпуса, вооружения, бронирования, силовой установки и прочего. Из которых и становятся видны достижения французов тех времен - мощные пробивные пушки, стреляющие бездымным порохом, с приличной скорострельностью, совершенные бронебойные и фугасные снаряды, броня, обработанная по последним достижениям металлургии, прогрессивные водотрубные котлы. Правда с последним пунктом на этих кораблях вышла неудача из желания заменить уже привычный тип Бельвиля на тип Лаграфеля-д'Алле, к которым более не возвращались. Но все равно их британские соперники сопоставимого поколения (типы "Ройял Соверен" и "Маджестик") выглядели хоть еще и грозными, но излишне консервативно-устаревающими. Про всяких сознательно ухудшенных недомерков из Германии можно и не вспоминать. Так что французам остается посетовать, что сознательные ограничения и два "главных" калибра лишили их броненосцев, которые оставались бы еще первым классом до середины "нулевых" годов 20-го века.
Казалось бы, подробное описание службы кораблей, которые совсем недолго участвовали в боевых действиях (только "Бувэ" и "Жорегиберри") будет не слишком интересно "любителям экшена" (с), которым весомо, чего уж греха таить, принадлежу и я. Но описание маневров и стрельб оказалось насыщенно стольким числом "вкусных" подробностей, что и эта часть "прошла" весьма захватывающе. Из нее можно узнать, что на рубеже веков боеготовность "Марин насиональ" была на весьма высоком уровне - активные вояжи, учения и стрельбы (причем на все более возраставшие дистанции) имели свой эффект. До 1902-го года, когда на пост морского министра пришел никто некто Камилль Пеллетэн. Мало того, что явился очередной "младошколевец", "отменяющий" броненосцы (последствия с броненосцами типа "Дантон" можно посмотреть в блоге автора), но и как современный "эффективный менеджер", начавший оптимизировать "лишние" расходы. Что вылилось в сокращение числа учений и вообще морских выходов, и как следствие - падение уровня боевой подготовки. Показательно, что подглавы "1903", "1904" и "1905" вышли короче остальных годов. И после его отставки видим вновь медленное восстановление, в котором наши "герои" участвуют все менее активно. Сводная таблица всех командиров всей пятерки броненосцев порадует педантов. Например в ней можно встретить знакомого нам по бою крейсера "Варяг" (в меньшей степени - по героической гибели на крейсере "Леон Гамбетта" в 1915-м) Виктора Сенэ, который после крейсера "Паскаль" командовал броненосцем "Шарль Мартель". А также убедиться, что фамилию Фурнье можно встретить и на флоте ("Фурнье, Фурнье, в справочнике их целые страницы" (с) "Замороженный").
Кратко описано краткое же участие "Бувэ" и "Жоригиберри" в Первой Мировой войне, которую первый не пережил, сгинув в горниле провальной Дарданелльской операции, а второй исправно служил на Средиземноморье почти до ее конца. Обращает внимание не самый большой расход снарядов (особенно крупных калибров) при стрельбе броненосца по береговым объектам. Сводки вроде "выстрелили 1 30-см, 2 27-см и 70 14-см снарядов" заставляют усмехнуться, вспоминая какие горы боеприпасов отгружали флоты в коллизиях против берега в следующей Мировой войне.
Как всякий добрый автор, Якимович порадует отдельной "Оценкой проекта", где лишний раз подведет итог своим "питомцам", как по их отдельным элементам, так и в совокупности. Не смотря на любовь к "своему" флоту, "образцы" разбираются объективно - им достается за смесь близких по могуществу пушек ГК, слабую подводную защиту и средний калибр. Их бронирование надежно защищало от немногих попаданий самых тяжелых орудий своего времени, но длительный бой им был совсем невыгоден. В то же время прекрасные пушки и снаряды, прогрессивные котлы и броня, отличная мореходность при "программно" заложенной не слишком большой дальности, первые опыты по системе централизованного управления огнем - весомые плюсы на весах любых сравнений. Разбирая извечный вопрос "башня или каземат", автор приходит к аргументированному выводу, что хорошая электрофицированная башня лучше даже в одноорудйином исполнении. Даже с "образцовостью" не все так однозначно - некоторые специфичные недостатки "Шарля Мартеля" и "Карно" удалось исправить на "Бувэ" и "Жоригиберри", а будь все броненосцы построены по первому проекту? Разве что "Массена" записана в "негатив" по своим мореходным проблемам. Закономерен общий итог - "образцам" и их создателям достается не за какие-то просчеты или низкие тактико-технические качества, а за подготовленный разными силами количественный упадок линейного флота Франции и за нестандартный внешний вид - о чем и говорилось в начале данной рецензии.
"Библиография" представлена доброй страницей изданий исключительно на английском и французском языках, и лишний раз подчеркивает скудную разработку темы на русском.

Напоследок из "текстового наполнения" - досадные опечатки и возможные редакторские упущения:

Про лучший в мире снаряд Хольцера можно прочитать дважды на 13-й и 124-й страницах.

На стр. 151 вероятно снаряжение перепутано с напряжением.

Не смог разобраться, что есть барботен на стр. 151, даже Гугль в этом вопросе не помощник.
Upd. от автора - это был "барабан с выемками под звенья цепного штуртроса".

Как и найти путь из Бреста в Шеруру (стр. 177) - пункт прибытия как-то не находится.
Upd. от автора - как и подозревалось, это был Шербур.

Какой-то безымянный броненосец (стр. 184) был неудачно обстрелян "Бувэ", все-таки не шлюпка и даже не миноносец.

Откровенный адмирал Жерминэ, упомянутый на стр. 186 разжигает любопытство вопросом "Что же он такого наговорил?".
Upd. от автора - "Жерминэ дал интервью журналисту, в котром сказал что плохо с обеспечением, складами, боезапасом и углём и таким образом флот к войне не готов. Ну и огрёб.". Какое эффективное решение проблем...

Стр. 196 дарит нам "Бувэ" в двух предложениях подряд. Хотя читатели сейчас скажут: "Ну он нашел к чему придраться!"...

"Сюффрен" терпел от огня на стр. 197 - вероятно пропущено слово.

На стр. 201 установка Булей на "Жоригиберри" озадачивает, мол, "что это за люди такие, чтобы их устанавливать на броненосце?".

Сама же книга напечатана на хорошей офсетной бумаге, с оптимальным размером и цветом шрифта, но с неоптимальными полями - можно было несколько сэкономить на объеме (а лучше дать автору написать еще больше). Множество четких фотографий разных размеров наглядно представляют "героев" во всех ракурсах и в разные годы службы. А вот с чертежами подход вышел откровенно неудачным. Автор предоставил копии подлинных чертежей всей пятерки и их различных узлов, но издательство это богатство разместило на разворотах, с малым масштабом - в результате подписи к чертежам заставляют вспомнить замечательную шутку из комедии "Бриллиантовая рука":



Даже вооружившись лупой, что-то разобрать я смог только на "Массене" - лобовое решение по переносу ценнейшего материала вышло наименее удачным. И конечно жаль, что цветным боковым проекциям не нашлось места в данном издании, хотя подобные картины были в журнальных вариантах по "Бувэ" и "Массене". Хочется надеяться, что при перевыпуске эти досадные ошибки будут исправлены. Все-таки данный труд - один из лучших в серии "Война на море". И статистика продаж это подтверждает - мизерный тираж, напечатанный в два этапа (по 800 экземпляров), был раскуплен за неполных 2 месяца.

Итог: книга из серии обязательных к покупке всеми, интересующимися историей флота. Не смотря на некоторые досадные издательско-редакторские недочеты, к автору претензий нет ни малейших, так что пожелаем ему дальнейших успехов и скорейшего переиздания его "собрания сочинений" именно в таком формате.

Другие работы автора

Морская коллекция
2017-03 - Эскадренные броненосцы типа "Патри"
2013-10 - Эскадренный броненосец "Иена"
2012-12 - Эскадренный броненосец "Бреннус"
2012-02 - Броненосцы типа "Редутабль"
2011-11 - Плавучие "Гранд-отели", часть 2
2011-10 - Плавучие "Гранд-отели", часть 1
2010-12 - Эскадренный броненосец "Бувэ"
2010-03 - Крейсер-стационер 1-го класса "Д’Антркасто"
2009-02 - Эскадренный броненосец "Массена"

Морская кампания
2015-03 - Долгий путь к "Сфаксу". Французские неброненосные крейсера 1860-1885 гг.
2016-09 - Броненосный крейсер "Жанна д'Арк"

2007-03 (и А.С. Александров) Броненосный крейсер "Дюпюи-де-Лом"
2008-05 Броненосные крейсера типа "Амираль Шарне"
2012-03 Крейсера "Шаторено" и "Гишен"

Арсенал-Коллекция
2015-11 (41) Неудавшиеся "истребители торговли". Рангоутные неброненосные крейсера "Дюкен" и "Турвилль"
2014-(7) "Фудр". Часть 1: Кто угодно, только не крейсер
(8) «Фудр». Часть 2: «Мамаша Гигонь» и ее дети
(9) «Фудр». Часть 3: Находившиеся на борту
2013-02 ЭМ типа "Авантюрье"

Tags: ВМС, ПМВ, книги, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments